Принцип построения композиции из хвойных растений
Для целостного восприятия декоративного эффекта древесно-кустарниковой композиции необходимо, чтобы расстояние от точки обзора до самой композиции составляло не менее двух ее высот. Соблюдать зрительную дистанцию поможет газон, на фоне которого хвойные растения смотрятся наиболее выгодно. Многие дизайнеры рекомендуют создавать хвойные композиции на берегу водоемов, но в таком случае в группу необходимо вводить декоративно лиственные растения, желательно с плакучей формой кроны.
Для визуализации задуманного проекта можно сделать фотографии участка с тех точек, откуда вы наиболее часто любуетесь садом. Разглядывая готовую картинку, ограниченную пространством, сразу видно, чего не хватает пейзажу.
Высота хвойных растений в декоративной группе должна уменьшаться по мере приближения к наблюдателю. Эффектнее всего смотрятся хвойные композиции ориентированные на восток или на запад.
Существует довольно большой выбор хвойных растений по цветовой гамме. Любителям экспериментировать с цветом следует помнить, что различная цветовая гамма участников небольшой хвойной группы разваливает композицию. Поэтому в группе хвойных из трех растений рекомендуется использовать только два цвета, в группе из пяти растений можно использовать не более трех расцветок. А вот в крупные хвойные группы (более 30 растений) можно сочетать растения с различной цветовой гаммой, но при этом, комбинируя их в мини-группы по три штуки одного колера.
Миксбордер из хвойных растений
Всегда создается на фоне стены дома, забора, живой изгороди или вдоль дорожки. Для создания хвойного миксбордера растения подбирают таким образом, чтобы максимально показать разнообразие высот, форм кроны, и окрасок.
На дальнем плане высаживаются самые высокие растения, ближе к центру растения средней высоты, а у подножья миксбордера самые низкие экземпляры. Но это, ни в коем случае, не значит, что растения нужно высаживать строго в ряд. Условные ряды в сложном бордюре петляют, словно змейки, а растения немного перемещаются в сторону более высокой или более низкой позиции.
Формируя миксбордер из хвойных нужно внимательно следить, чтобы вершинки того или иного ряда не создавали прямую линию.
Ширина и высота миксбордера должны находиться в природной гармонии. Это значит, что тот участок миксбордера, где растут более высокие растения, должен быть шире того, на котором растут более низкие. Чем меньше глубина миксбордера, тем больше должны быть колебания растений по высоте.
Повторение в больших композициях трех-пяти элементов делают композиции ритмичными, а значит более интересными. Но ритм задается не монотонным повторением, а с помощью различных форм и включений.
Миксбордер – это один из немногих видов растительных композиций, которые позволяют собрать прекрасную коллекцию хвойных растений различных по росту, форме кроны и окраске хвои.
[View with PicLens]
Живая изгородь из хвойных
Живая изгородь из хвойных растений явление довольно распространенное. В садах регулярного стиля, что довольно редко встречается в русском пейзаже, хвойная изгородь остается всего лишь живой изгородью, а вот пейзажный стиль и модерн позволяет использовать вечнозеленые изгороди в качестве фона для красочных многолетников.
Из хвойных растений можно формировать плотные формированные и неформированные живые изгороди. Для создания плотной функциональной изгороди растения высаживают в 2–3 ряда в шахматном порядке. Самой непроходимой вечнозеленой изгородью считается формированная шахматная посадка ели обыкновенной.
[View with PicLens]
Композиции из хвойных кругового обзора
Группа растений, декоративный эффект которой должен быть виден со всех сторон обзора. Такие композиции размещают в проемах мощения, на газоне или круглых клумбах. Группа может быть неправильной формы или симметричной.
В центр симметричной хвойной композиции высаживают самое крупное растение, вокруг него на одинаковом расстоянии – растения поменьше, при этом высота второго ряда должна составлять не менее 1/3 и не более ½ высоты центрального растения. Акценты должны быть строго соблюдены. Это правило работает и для несимметричных групп. Высота последующих рядов должна пропорционально уменьшаться, подчеркивая красоту предыдущего ряда, не закрывая его.
Создание несимметричной композиции кругового обзора – наиболее тонкая работа дизайнера. Здесь нужно предусмотреть обзор группы со всех ракурсов, чтобы при новом повороте вырисовывалась новая композиция. Наиболее простой вариант – группа из 3 – 5 растений. Растения нужно размещать таким образом, чтобы визуально невозможно было провести через три точки прямую линию. В несимметричную хвойную группу из трех элементов включают три различных по высоте и форме кроны растений. При этом одно из них должно иметь стелющуюся форму, которая наиболее подчеркивает несимметричность. В группу из пяти растений можно включить два одинаковых, он разместить их нужно немного обособлено.
[View with PicLens]
Ландшафтные композиции из хвойных растений
Приведу несколько примеров мини-групп для эффектного миксбордера или рокария:
1) в центре группы высаживаем тую западную «Smaragd»; справа, на расстоянии от туи 0,8 м, чуть ближе к точке обзора, – можжевельник китайский «Plumosa Aurea»; на переднем плане – можжевельник китайский «Gold Coast», 3 экземпляра сосны горной «Mops» и можжевельник чешуйчатый «Blue Carpet».
2) в центре группы высаживаем сосну горную «Pumilio», на переднем плане – можжевельник казацкий «Hornibrookii» и три сизых ели «Echiniformis»
3) в центре группы высаживаем можжевельник обыкновенный, слева – ель «Conica», справа – ель обыкновенная «Procumbens», на переднем плане – три сосны горных «Hampy».
Напоследок хотелось сказать, что создание чисто хвойных композиций, которые зимой и летом одним цветом, не приносит в сад ожидаемого наряда. В большинстве случаев придется дополнять хвойные композиции листопадными растениями, многолетниками или однолетниками. Хвойный моносад не вызывает никаких эмоций, кроме монументального спокойствия.
Наталья Высоцкая. дендролог, ландшафтный дизайнер, кандидат с. -х. наук.
Фотогалерея одного сада с преобладанием хвойных растений
[View with PicLens]
© 2012,