Типы колоритных композиций
Основные объекты зеленого строительства — лесопарки, парки, сады, скверы и другие виды насаждений отличаются друг от друга по функциональному назначению и в архитектурно-художественном отношении. Однако пространственное решение этих объектов основывается главным образом на распределении и группировке зеленых насаждений и архитектурных сооружений, взаимосвязанных между собой сетью парковых дорог, тропинок и площадей.
Если в лесопарках и на перифериях больших городских парков ведущее место отводится созданию глубоких пространственных цветочных композиций, замкнутых живописных массивов или широких рощ, то в центральных частях парков, садов, в скверах преобладают сочетания зеленых насаждений с архитектурными строениями. Во всех случаях растениям, выделяющимся по колоритным признакам отводится определенное место, однако следует подчеркнуть, что в нашей практике они применяются большей частью в качестве отдельных цветовых доминантов. Специально созданных ярких колоритных композиций, несмотря на весьма благоприятные условия в этом отношении, у нас встречается весьма в ограниченном количестве.
Композиция рассчитанная на колоритный эффект рассматривается нами как группировка растений, в которой ведущее место отводится сочетанию цветов. Как уже отмечалось выше для создания подобных сочетаний целесообразно использовать растения преимущественно теплых тонов, а что касается зеленого цвета, являющегося основным для растений, то он должен служить в качестве дополняющего или объединяющего элемента (фона) в композиции. (Отдельные растения и газонная поверхность).
На основе анализа прошлых статей, можно разработать некоторые основные принципы построения композиций, применение которых могло бы содействовать их правильному проектированию и осуществлению.
Чтобы получить единую, ярко выраженную картину в композиции целесообразно сочетание цветов в виде отдельных колоритных групп древесных растений, составленных преимущественно из одинаковых пород. Например, группа лириодендронов (желтая окраска) в сочетании с группой амбровых деревьев (красная окраска) и т.д.
Количество растений в группе и количество групп в сочетаниях должно исходить от величины и глубины композиции.
Известно, что цвета изменяются под влиянием других окружающих или соприкосающих с ним цветов. Это явление — называемое одновременным контрастом, особенно проявляется в колоритных композициях. Например, на белом фоне желтый цвет предмета приобретает более темный оттенок, а на темном или черном фоне он становится сравнительно ярким, такому изменению поддается и серый предмет. Следовательно, цвет светлеет если он окружен более темным и темнеет, если он окружен более светлым фоном. Поэтому для ярких колоритных эффектов в композициях общий фон должен строиться из растений темно-зеленой окраски.
Всякий цвет: как теплый, так и холодный при сочетании с другими теплыми цветами приобретает определенный оттенок другого цвета. Например, серый предмет на зеленом фоне получает розовый оттенок, а желтый предмет приобретает оранжевый оттенок. Красный цвет на зеленом фоне становится значительно насыщенным. Как известно, это объясняется тем, что всякий цвет в сочетании с зеленым несколько краснеет (хроматический контраст). Эти нюансы должны учитываться при создании колоритных композиций.
При увеличении массы фона относительно окруженного им предмета контраст значительно усиливается, при этом установлено, что чем больше периметр цветового пятна, тем сильнее цвет фона влияет на цвет пятна. Поэтому если хотим подчеркнуть какое-либо растение или отдельные сочетания, то фон должен значительно преобладать акцент по периметру.
Определенное значение имеет также так называемый краевой контраст, который заключается в том, что цвет каждого предмета несколько темнее у грани с более светлым и несколько светлее у грани с более темным предметом. Это влияние в значительной степени выявляется в колоритных композициях и способствует их рельефности.
При построении глубоких объемно-пространственных композиции особенно действует так называемые явления подравнивания цветов, в силу которого мы не замечаем, множества оттенков на каждом предмете. Когда смотрим, например, на багрянник китайский, с расстояния он кажется равномерно пурпурным. Явление подравнивания цветов сообщает колоритным композициям особую четкость и выразительность.
Для раскрытия глубины пространства следует также учесть, что теплые и светлые цвета кажутся расположенными ближе своего фактического местоположения, а холодные и темные цвета, наоборот дальше своего фактического местоположения.
Пространственность композиции во многом зависит также от явления свето-тени. Свето-теневые переходы хорошо замечаются в колоритных композициях и бывают различными исходя из дневного освещения. При ярком ночном освещении яркие предметы становятся очень яркими, а на предметах средней светлоты свето-теневые переходы все же замечаются, — растения зеленой окраски более разнообразны в свето-тенях, а растения сильного колоритного воздействия ярко выделяются и акцентируют. В условиях слабого освещения (облачная погода с прояснениями, в вечерние часы и др.), средне-светлые и темные предметы очень мало отражают света, оттенки цвета и свето-теневые переходы в таких случаях сохраняются на светлых и очень светлых предметах.
Немаловажным композиционным фактором является игра свето-теней на газонной поверхности, которая сообщает пейзажу глубину и пространственность, и поэтому для получения эффектов при проектировании нужно учитывать расположение композиции по отношению к краям света.
Исходя из специфики материала колоритные композиции могут быть проектированы, как сезонные и постоянные.
Сезонные композиции со своей стороны можно разделить на композиции, рассчитанные на весенний и осенний периоды.
В этих случаях колоритные эффекты создаются в основном окраской цветков весной и частично летом, и окраской листьев и плодов осенью и частично зимой. Продолжительность колоритности этих композиций сравнительно короткая, длится не более двух, или трех месяцев, и обладают большой силой колоритного воздействия.
Постоянные колоритные композиции создаются в основном сочетанием цветнолистных видов и форм хвойных и лиственных пород, продолжительность колоритности которых сравнительно большая — более чем восемь месяцев, притом хвойные и вечнозеленые лиственные породы остаются колоритными все время. Использованием в таких композициях посезонно декоративных, а также непрерывно-колоритных растений, последовательно меняющих окраску в течение всего года, они могут быть и постоянно-динамичными в колоритном отношении. Такие специальные большие участки или так называемые «вечноцветущие сады» в условиях благоприятного климата будут колоритными почти круглый год. Однако создание таких садов, чтобы достичь полной художественной выразительности, требует весьма тщательного подбора растений по окраске и форме, времени и продолжительности окраски, правильного учета экспозиции местности и внешних условий.
В ландшафтной архитектуре древесные породы дающие колоритный эффект используются:
1. В создании объемно-пространственных композиций.
2. В качестве колоритных акцентов в сочетаниях, в виде массивов, групп или солитеров.
В первом случае исходя из характера окраски, формы, величины и объема растений можно создавать объемно-пространственные композиции больших и малых глубин, а во втором случае колоритные акценты используются в качестве оживляющих цветовых пятен в виде групп или солитеров в более однотонных по цвету композициях, внутри массивов и рощ, а также в качестве монотонных крупных групп или массивов в больших загородных насаждениях и в застройке.
Глубокие объемно-пространственные композиции должны строиться преимущественно из больших деревьев, где кустарники и невысокие деревья используют как дополняющие элементы, а большие деревья создают основные архитектурные объемы композиции. Следовательно, в таких сочетаниях в качестве ведущих пород должны применяться цветнолистные лиственные и хвойные деревья, достигающие крупных размеров.
Неглубокие объемно-пространственные колоритные композиции лучше создавать из эффектно цветущих деревьев и кустарников, большинство которых не растут высокими и хорошо обозреваются с более близкого расстояния.
Следовательно, сезонные композиции, рассчитанные на весну должны быть в основном не глубокими и сформированы преимущественно из цветущих растений сильного колоритного воздействия, а сезонные композиции, рассчитанные на осень, а также и постоянные колоритные композиции должны быть глубокими объемно-пространственными и, следовательно образованы преимущественно из цветнолистных древесных пород и их декоративных форм. В загородных ландшафтах, особенно вдоль автомобильных и железных дорог в виде крупных групп успешно можно применять как цветнолистные также и красивоцветущие породы.
В заключении следует сказать, что большие садовые зеленые массивы при равномерном распределении в них правильно решенных вышеуказанных типов композиции будут более разнообразными и полноценными в архитектурно-художественном отношении.